Вся жизнь — игра, а люди в ней — ферзи и пешки.

Почему «Шахматы» в МДМ — то, что нужно увидеть каждому, при чем тут холодная война, ABBA и Пугачева, почему мюзикл был запрещен в СССР и чем он превзошел «Призрак Оперы»
17 октября со сцены Театра МДМ прогремит премьера легендарного мюзикла «Шахматы». Любовь и ненависть, верность и измена, всемирное признание и полное одиночество — в мюзикле эмоциональным вихрем закручивается и без того захватывающая история борьбы американского и советского гроссмейстеров за мировую шахматную корону.
Если ты из числа завзятых театралов, то, вероятнее всего, уже давно в курсе готовящейся громкой премьеры мюзикла «Шахматы». Дополнительные доводы к посещению Театра МДМ не нужны — твой билет на первый показ давно ждет своего часа.

Но что, если душа просто требует зрелищ, ярких и захватывающих, и даже не столь важно, в каком формате их подадут?
Почему из всего обилия развлечений свое внимание стоит обратить сейчас именно на мюзикл «Шахматы»?

Нижеизложенное не только ответит на эти вопросы, но и в корне изменит твое мнение, даже если кажется, что мюзиклы — это когда все очень красочно, но поверхностно, а герои просто бесконечно пляшут и поют.
«Да кто такие эти ваши Тим Райс, Бенни Андерcсон и Бьорн Ульвеус». Об авторах и зарождении идеи
Тим Райс — либреттист, подаривший миру мюзиклы «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев», позднее — обладатель премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми», рыцарь Британской Империи, титулованный сэром и удостоенный звезды на голливудской Аллее славы.

В 1972 году, еще задолго до получения более половины вышеперечисленных регалий, Тим Райс влюбился в шахматы — ох и темпераментный же это был вид спорта. Тогда в Рейкьявике проходил чемпионат, за которым следил весь мир: за корону боролись советский гроссмейстер Борис Спасский и американец Бобби Фишер, отличавшийся скандальным поведением.
«...Мы смотрели на ситуацию со стороны Запада, и Спасский был в нашем понимании «плохим парнем» — он же из России! Но в то же время он был симпатичным, и многие желали ему победы. Фишер был «нашим парнем» и великим шахматистом, но в то же время он был очень странный, кусок дерьма, если честно. Когда я делал мюзикл, пытался встретиться с Фишером, а потом пригласить его на премьеру, но ничего не получилось», — вспоминал этой весной Тим Райс в интервью Борису Барабанову.
Бобби Фишер — чемпион мира по шахматам
На фоне холодной войны спортивный поединок и вовсе превратился в политический фарс, в чем Райс распознал благодатную почву для своего нового шедевра. Сюжет о противостоянии Востока и Запада зародился в его голове еще десять лет тому назад, после Карибского кризиса, однако теперь эта история начала обретать конкретные черты.
Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1981. Карпов — Корчной

Спустя еще почти десять лет драматург зарядился второй порцией вдохновения благодаря матчу в итальянском Мерано: тогда Виктор Корчной, бежавший из Советского Союза и выступавший за Швейцарию, оспаривал звание чемпиона мира у того самого Анатолия Карпова — ныне живой легенды шахмат. Так у сюжета будущего мюзикла появились прототипы центральных персонажей.
Только-только разошлись пути Тима Райса и композитора Эндрю Ллойд-Уэббера, с которым они подарили миру знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда»... Тут как раз и возникают в этой истории Бенни Андерcсон и Бьорн Ульвеус. Композиторы, имена которых увековечены в Зале мировой славы рок-н-ролла, создатели мюзикла «MAMMA MIA!» — тогдашние участники популярного квартета ABBA, у которого дело тоже шло к распаду. Они хотели попробовать себя в музыкальном театре и с энтузиазмом приняли приглашение Райса создать музыку для «Шахмат».
В 1983-ом все трое отправились в СССР, чтобы, так сказать, проникнуться советской аутентичностью и самолично поймать нужный «вайб». Но в первую очередь они ждали встречи с Аллой Пугачевой, которую рассчитывали видеть в своем мюзикле в роли Светланы, жены советского шахматиста. Примадонна была вынуждена ответить отказом на столь лестное предложение.
Вот они, слева направо: Бьорн Ульвеус, Тим Райс и Бенни Андерcсон

Первая постановка мюзикла состоялась в 1986 году в лондонском Театре принца Эдварда. Спустя три года триумфа на Вест-Энде новую волну интереса к материалу породила масштабная концертная версия с симфоническим оркестром в нью-йоркском Карнеги-холле. В 90-е «Шахматы» уже гремели по городам всего мира: в Чикаго, Сиднее, Эдинбурге, Гетеборге и Мельбурне. В нашем столетии новые постановки мюзикла прошли в Норвегии, Дании, Канаде, Японии, Австрии, Швеции, США, Великобритании, Финляндии и других странах. И вот, 17 октября, спустя всего-то 35 лет после мировой премьеры, великий мюзикл наконец покажут в России.
«Мы стояли все — Тим, Бьорн и Бенни — и рыдали, потому что я хотела петь, но знала, что меня не отпустят. 11 месяцев мне нужно было на репетиции, а это уже приравнивалось к бегству из страны»,
делилась воспоминаниями певица на презентации мюзикла.
Включаем плейлист «Chess In Concert» и двигаемся под прекрасную музыку дальше.
Почему мюзикл был запрещён в СССР и почему актуален сейчас
«Шахматы» попали под запрет в Советском Союзе почти сразу как вышли в свет. Главное управление по делам литературы и издательств тайно изымало пластинки с музыкой, приходящие по почте из-за рубежа советским гражданам. «Эта опера является грязной антисоветской стряпней, не имеющей ничего общего с популярной игрой», — такую характеристику приписали в Справке о работе цензорского пункта на Ленинградском почтамте в 1984 году.
Прямо скажем: сюжет мюзикла в то время был действительно провокационным. Советский гроссмейстер стал чемпионом мира, но не обрел счастья вместе с шахматной короной. Разбитые судьбы, разрушенная семья, преданная любовь — весь этот эмоциональный сыр-бор волновал умы очень многих. Для нашей страны и особенно для идеологической верхушки он стал «красной тряпкой».
«Противостояние двух супердержав, которыми в 1970-е годы были Советский Союз и Соединенные Штаты, сейчас трансформировалось в холодную войну, гибридную войну, кибервойну между неявными и, я бы сказал, невнятными противниками современного многополярного мира.

И все же, при всей актуальности темы, в прошлом понятная борьба систем, идеологий и мировоззрений в наши дни несколько потускнела, потеряла накал и покрылась налетом прагматизма и цинизма. Может быть, это и хорошо»,

— рассказал продюсер мюзикла Дмитрий Богачев МТС Live.
От железного самообладания до «китайской ничьей» как от любви до ненависти — один шаг. О сюжете и персонажах
В основе, как мы уже поняли, — история, вдохновленная реальными событиями и людьми. Подлинная человеческая драма на фоне холодной войны и шахматных баталий. Советский чемпион Сергиевский, жизнь которого становится невыносимой стараниями государства. Эксцентричный американский шахматист Трампер, вынужденный плясать под дудку общества, требующего зрелищ. Жажда любви и признания — то, что их обоих объединяет.

Дальше сюжетные спойлеры.

Сергиевский и Трампер сражаются за титул чемпиона мира в итальянском Мерано (напоминаем, что действие происходит в начале 80-х, во время холодной войны). Победив в чемпионате, Сергиевский бежит на Запад вместе с Флоренс, секунданткой и любовницей Трампера, уставшей от его токсичности. Год спустя Чемпионат мира в Бангкоке снова сталкивает Сергиевского, который теперь представляет Великобританию, с Трампером. А еще с сотрудником КГБ Молоковым и — барабанная дробь — своей советской женой, Светланой. На кону — не только личные и государственные интересы, но и, шутка ли, чья-то жизнь.
Два гроссмейстера — собирательные образы. Но проблемы, возникающие у героев, ни разу не абстрактные. И тут мы понимаем, что история не только и не столько про шахматы — это метафора. В ней — вся жизнь, человек и его действия, которые влекут за собой последствия, обжигающая страсть и леденящие душу страхи, надломленные судьбы, сладкая победа и горькие обиды. В итоге «шахматное поле» больше не делится на строго черное и белое — ведь такой однозначности в жизни просто не бывает.
Еще один лейтмотив — одиночная борьба против целой системы. На это нам даже намекала афиша одной красной клеткой, выбивающейся из общего строя.
Кстати, о деталях…
Шах и мат, «Призрак Оперы»! О деталях и масштабах
Дуэт «I Know Him So Well» из «Шахмат» в течении пяти недель удерживался на вершинах чартов Великобритании и Ирландии в 1985 году. Год спустя центральный дуэт «Призрака Оперы» достиг в них лишь 7-й и 11-й строчек.
Количеством звукового оборудования «Шахматы» тоже «переплюнули» «Призрак Оперы» — его больше аж в два раза. Об этом рассказывали в проекте «Театр наизнанку» — дневниках спектакля в форме мини-сериала.
В проекте создатели делятся интересными инсайтами закулисной жизни. Как строится процесс постановки мирового бестселлера: первые репетиции и читки, работа гримцеха и создание костюмов, работа над декорациями и монтаж сцены, обсуждение творческих решений, технические и световые решения, зиц-проба — про весь этот кропотливый труд огромной команды, скрытый от глаз, рассказывают в шести эпизодах «Театра наизнанку». Продолжительность каждой серии — около 10 минут. Сейчас к просмотру на МТС VR доступно уже 5 из них.
Если ты хоть раз читал описания мероприятий под билетами или объявления контекстной и таргетированной рекламы, которые зазывают на разные концерты и шоу, наверняка тебе встречалось великое размытое «Будут тонны света и киловатты звука!». У «Шахмат» же все предельно четко:
  • 50 тонн оборудования на сцене и высокотехнологичных декораций, которые собирали в Британии, Германии и Нидерландах, — для их доставки в Москву потребовалось 7 еврофур, а для установки в МДМ — более 300 человек;
  • 200 акустических систем общей мощностью 100 киловатт, которые будут распределены по залу и сцене, чтобы обеспечить идеальное объемное звучание;
  • 250 квадратных метров мультимедийных поверхностей для оригинального видеоконтента и кинохроники 60-80-х годов XX века — в российской постановке этой художественной составляющей отведено особое место;
  • 35 музыкальных хитов — это в полтора раза больше Бенни и Бьорна, чем в «MAMMA MIA!»;
  • 500 костюмов и головных уборов, вдохновленных модой 80-х;
  • 1780 мест в Большом зале МДМ — одном из самых вместительных в Москве.
О том, что не измеряется цифрами, тоже позаботились. Вот ты задумывался о том, как правильно держать шахматные фигуры? Во избежание ляпов создатели постановки серьезно проработали этот и другие подобные моменты в плотном сотрудничестве с профи. Команду консультировали выдающиеся гроссмейстеры Анатолий Карпов, Александра Костенюк, Сергей Карякин и Евгений Мирошниченко, а также исполнительный директор Федерации шахмат России Марк Глуховский и историк, директор Музея шахмат Дмитрий Олейников.
«Музыка — это стенография чувств». О ее далеко не последней роли
Казалось бы, это и по жанру очевидно.

Но в «Шахматах» музыке отведено центральное место спектакля. Именно поэтому оркестр вознесли из ямы на третий ярус, чтобы тот оставался неотъемлемой частью всего происходящего на сцене.
«"Шахматы" — совершенно необычный и неожиданный мюзикл для московской сцены. Это своего рода кроссовер мюзикла, оперы и рок-концерта — классный, яркий, дорогой, с великолепными костюмами и сложнейшими декорациями. Но все же его главное достоинство — это музыка. Я говорю артистам во время репетиций: "Слишком много Станиславского! Не забывайте о Бон Джови!"»
режиссер мюзикла Евгений Писарев.
Чувственные поп-баллады в «Шахматах» сменяются экспрессивными рок-хитами, оперные хоры соседствуют с рэпом и диско. Ранее упомянутая «I Know Him So Well» считается одним из самых исполняемых дуэтов в поп-музыке: в свой репертуар его включали Spice Girls и Уитни Хьюстон. Песня «One Night in Bangkok» из записи 1984 года вообще стала первым рэп-синглом в истории, который возглавил хит-парады.
Dream team
Время представить основную часть команды, которая столько времени трудилась над российской постановкой мюзикла «Шахматы».
Евгений Писарев и Дмитрий Богачев

Дмитрий Богачев — театральный продюсер и генеральный директор компании «Бродвей Москва», член Бродвейской лиги и обладатель премии «Персона года» в области «Культура», человек, под руководством которого в России были поставлены «MAMMA MIA!», «Призрак Оперы», «Первое свидание», «Красавица и Чудовище», «Бал вампиров», Chicago, «Шоу пошло не так», «Как банк грабили».
Алексей Иващенко — автор русского текста. Снимался в кино, работал в Театре киноактера и на киностудии «Мосфильм», служил театру «Современная опера». За его плечами — первый российский мюзикл ежедневного показа «Норд-Ост», «Обыкновенное чудо», ледовые мюзиклы «Щелкунчик», «Спящая Красавица», «Волшебник страны Оз», «Аладдин и повелитель огня», «Синдбад — победитель пиратов», русскоязычная адаптация текстов песен из «Звуки музыки», «Русалочка», «Призрак оперы», «Поющие под дождем», «Золушка».

Евгений Писарев — режиссер мюзикла, художественный руководитель Театра имени Пушкина, заслуженный артист России, лауреат «Хрустальной Турандот» и Премии города Москвы в области литературы и искусства. В музыкальном театре поставил мюзикл «Звуки музыки», оперы «Итальянка в Алжире», «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник».

Джон Ригби — музыкальный руководитель, работающий с лучшими театрами Вест-Энда. Британский дирижер приложил руку к известным по всему миру постановкам «Иисус Христос — суперзвезда», «Призрак Оперы», «Школа рока» и «Отверженные».

Стано Кушик — технический супервайзер постановки, в послужном списке которого сопровождение Олимпийских игр в Лондоне, Сочи и Рио-де-Жанейро, «Евровидения», шоу Disney in Opera, турне Бейонсе, концертов Милен Фармер, Maroon 5 и Muse.
У Театра МДМ — главной мюзикловой площадки Москвы — нет постоянной труппы. Актеров подбирают на кастингах, оценивая вокальные способности и талант — получается эдакая сборная команда из разных театров.

Кастинг в мюзикл «Шахматы» был одним из самых сложных и напряженных в истории МДМ. Почти два года ушло на то, чтобы собрать лучшие силы. Главные роли в «Шахматах» исполнят: Александр Суханов (советский гроссмейстер Анатолий Сергиевский), Александр Казьмин (американский гроссмейстер Фредди Трампер), Анастасия Стоцкая (секундант Трампера Флоренс Васси) и Анна Гученкова (жена Анатолия Светлана).
«Подготовка к роли была непростой. Партия написана довольно высоко, материал разножанровый — где-то нужно петь в роковой манере, где-то — более классически. Я усиленно занималась вокалом, пела везде, где можно — в ванной, в машине, на кухне, ну и два месяца репетиций сделали свое дело.

У меня очень крутая героиня, объемная, амплитудная. Она невероятно сильная: женщина-секундант, которая общается с мужчинами на равных, не уступая им ни в чем. Я стараюсь ее дополнить какими-то свойственными мне качествами: женственностью, нежностью».
— актриса Анастасия Стоцкая о партии Флоренс Васси.
Анастасия Стоцкая и Александр Суханов

Думаешь, перегибаем? Публике бутик-фестиваля Chess & Jazz, который не один год с изыском проходит в Москве, есть что тебе возразить.

Вспомним пример из еще более высокой моды — Александра Маккуина, известного шок-контент-мейкера от мира дизайнеров. 15 лет назад гуру эпатажа продемонстрировал свою весенне-летнюю коллекцию, вдохновившись шахматной сценой из фильма о мальчике-волшебнике со шрамом-молнией на лбу. Отобрав для показа моделей-образчиков самых разных культур, Маккуин облачил свои метафоричные шахматные фигуры в эдвардианского кроя жакеты, расписные кимоно, футуристичные доспехи. Расставленные по клеточкам, они разыграли партию, которая увенчалась шахом и матом.
Chess is new black (and sexy)
Смотреть с 14-ой минуты.
Эстетика шахмат вне времени.

И здесь, в постановке мюзикла, тема расплескалась далеко за пределами простой ностальгии по «доброму советскому».

Приходи осмыслять шахматы по-новому. Светская премьера на сцене МДМ — уже 17 октября.
Для абонентов МТС доступна программа привилегий, которая предусматривает ряд уникальных преимуществ при посещении события: программку спектакля; welcome drink и проход за кулисы после окончания спектакля для совместного фото с артистами (на спектаклях после 25 октября); бронь столиков в буфете (на спектаклях после 17 ноября).
Автор: Регина Безгодова
Все фотографии предоставлены организаторами мюзикла «Шахматы»


MTC Live
Твоя персональная подборка событий
© 2020 ПАО «МТС» Все права защищены
18+